СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 38. Е. И. Ламанский – автор нового устава Госбанка России

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Портрет банкира Евгения Ивановича Ламанского. Автор: Иван Николаевич Крамской.

Евгений Иванович Ламанский (1825–1902) был создателем нового Государственного банка и фактическим его руководителем на протяжении двадцати лет. Правда с 1860 по 1866 годы фактически управляющим Государственным банком был Александр Людвигович Штиглиц, бывший владелец одного из известных петербургских банкирских домов, но Е.И. Ламанский оставался основным организатором новой банковской жизни.

Образованность стала фамильной чертой Ламанских, что определило широкий кругозор представителей этой семьи – восьми братьев Ламанских, в том числе и самого Евгения. Их отец, директор Кредитной канцелярии, а впоследствии сенатор - Иван Иванович Ламанский, в начале XIX века получивший потомственное дворянство, отдал все силы на воспитание своих детей. Один из его сыновей, Владимир, был известным славистом, профессором Санкт-Петербургского университета. Другой сын, Сергей, был известным химиком, изучавший свойства ацетилена, газов, смазочных масел, а также занимавшийся разделом физики, касающимся тепловых спектров света. Яков Иванович Ламанский был известным директором Технологического института.

Ламанские были воспитаны в духе демократизма, считавшегося крамольным в николаевскую эпоху. Молодой Евгений вместе с братом Порфирием посещал кружок М. В. Петрашевского, за что оба в 1849 году находились под секретным надзором.

Евгений Иванович, несомненно, был одним из выдающихся представителей семьи Ламанских, ученым, получившим европейское признание.

Царскосельский лицей, который Е.И. Ламанский закончил с серебряной медалью.

С 1857 года он состоял членом-корреспондентом Венского геологического общества, Французского географического общества, а также корреспондентом Бельгийского статистического комитета.

В 1859 году Е.И. Ламанский был избран членом Российского вольного экономического общества и членом-корреспондентом Петербургской академии наук; в 1861 году – членом-корреспондентом Парижского статистического общества и председателем отделения статистики Русского географического общества.

Е.И. Ламанский был редактором сборника статистических сведений, изданного в 1851 году статистическим отделением Русского географического общества. Он был автором работ, посвященных истории денежного обращения в России. Кроме того, Е.И. Ламанский был и автором ряда статей по современным ему экономическим тенденциям в мире.

«За труды в редакционных комиссиях» Е.И. Ламанский был пожалован золотой табакеркой, украшенной бриллиантами, с вензелевым изображением имени Александра II.

В конце 1850-х годов в высших кругах о нем говорили, как о «восходящем светиле в русской финансовой науке». Еще в 1855 году он был утвержден секретарем Русского географического общества, а в 1857–1858 годах был командирован обществом за границу, где познакомился с экономическим и финансовым устройством европейских стран. Е.И. Ламанский проработал в Банке Франции на разнообразных должностях, начиная с самых низших, подробно ознакомившись с техникой банковского дела и с обязанностями работников. А затем он отправился в Лондон, где продолжил изучение банковского дела — уже на примере Банка Англии. Именно после этой поездки Е.И. Ламанским был составлен проект реформирования в России Коммерческого банка по образцу Банка Франции. Наиболее полно этот проект воплотился в первой редакции устава Государственного банка 1859 года, не сохранившейся до наших дней. В ней предусматривалось создание на основе Коммерческого банка акционерно-государственного эмиссионного банка, осуществляющего краткосрочное кредитование и не подчиненного российскому финансовому ведомству.

Однако Высочайше утвержденный 31 мая 1860 года Устав Государственного банка был значительно смягчен и приближен к Уставу Коммерческого банка. Правительство не решилось создать не подчиненный Министерству финансов акционерный банк и предоставить ему эмиссионное право. Тем не менее, Устав 1860 года учитывал некоторые предложения Е.И. Ламанского, заимствованные из практики европейских центральных банков.

На посту товарища управляющего, а с 15 мая 1867 года управляющего Государственным банком Е.И. Ламанский предпринял энергичную деятельность по созданию нового устройства банка. Он ввел отчетность и счетоводство по двойным записям по образцу Банка Франции, создал новый порядок обслуживания клиентов вне зависимости от социального положения. Его принципом стал девиз: «Повернуться лицом к клиенту». Ни родовитость, ни дорогое шитье на мундирах, ни роскошные экипажи, обладателям которых сотрудники бывшего Коммерческого банка отдавали предпочтение, не имели прежнего значения. Обслуживание клиентов проводилось в порядке общей очереди.

Е.И. Ламанский явился создателем собственно коммерческого Государственного банка, оказывавшего покровительство развитию банков и крупных российских фирм. Еще находясь в должности товарища управляющего Банком, он фактически возглавлял его. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимиле его подписи красовалось на кредитных билетах 1860 – 1866 годов, несмотря на то, что обладание этим правом обычно принадлежало управляющему Банком.

 
Кредитные билеты времен Е.И. Ламанского с его подписью.

Заняв этот пост, Е.И. Ламанский привел в полное соответствие устройство и делопроизводство операций вверенного ему учреждения с Уставом 1860 года. Это касалось как мер в отношении учетно-ссудных комитетов, направленных на «сменяемость» его членов, так и в расширении учетно-ссудных операций. Е.И. Ламанский стал сторонником вексельного обращения.

Учет товарных векселей стимулировал развитие производства и торговли, поддерживал ликвидность всех купцов и связанных с ними фирм, задействованных по векселю. Эта система, с которой Е.И. Ламанский впервые познакомился в Бельгийском банке, была с успехом применена в России.

Изменился и характер взаимоотношений банка с представителями купечества. Прежние директора от купечества в Коммерческом банке и его конторах были лишь консультантами. Главная ответственность за учет векселей возлагалась на посредников-маклеров, что было причиной многочисленных злоупотреблений. В новом банке отказались от института посредничества. Кредитную политику на местах стали осуществлять созданные по образцу Франции учетно-ссудные комитеты, состоявшие из банковских чиновников и купцов, и решавшие дела большинством голосов. Со временем это привело к тому, что именно купцы, а не чиновники стали играть решающую роль в формировании вексельного портфеля Государственного банка.

По воспоминаниям служащих Государственного Банка, и в частности чиновника Ф.А. Юргенса, Е.И. Ламанский олицетворял чуть ли не лучшую эпоху экономического развития страны. Его доброжелательность в обращении с подчиненными способствовала тому, что служащие банка старались наилучшим образом выполнять свои обязанности. Манера управляющего Госбанком выражать свои мысли кратко, но ясно тоже немало этому способствовала.

Воспоминания Е.И. Ламанского были записаны в 1890 году. Впервые частично опубликованы в журнале «Русская старина» в 1915 году. «Русская старина» — ежемесячное историческое издание; основано в Санкт-Петербурге в 1870 году М. И. Семевским, закрыто в 1918 году.

Обложка журнала «Русская старина»

«В России ни взгляды правительства, ни общественное мнение не пришли к тому ясному и не подлежащему никакому сомнению в чужих странах сознанию, что государство не может делать денег, что деньгами могут служить только те из товаров, которые имеют везде определенную цену, неизменяемую от времени до времени. Таким товаром везде признаются металлические или, говоря в тесном смысле, золотые монеты, все же бумажные кредитные знаки, банковые билеты и т.п. суть только представители этого товара и имеют цену постольку, поскольку можно получить за них всеми признаваемый товар - золото».

Из Воспоминаний Е.И. Ламанского.

Евгений Иванович был дружен с Ф.М. Достоевским. Вот как жена Федора Михайловича вспоминала об этих взаимоотношениях:

«Когда мы вернулись из-за границы, Павел Александрович (пасынок Ф.М. Достоевского) стал просить Федора Михайловича устроить его на службу в Волжско-Камский банк. Федор Михайлович просил об этом Евг. Ив. Ламанского, и Павел Александрович получил место сначала в Петербурге, а потом в Москве. Здесь он многим в банке наговорил о том, что его «отец» Достоевский дружен с Ламанским и что вообще у него большие связи. Как-то Ламанскому, проездом через Москву, случилось посетить Волжско-Камский банк. Как управляющий Государственным банком Е. И. Ламанский представлял собою большую финансовую силу, и его торжественно встретили в банке. Узнав о его приезде, Павел Александрович отправился в залу, где собрались директора, подошел к Ламанскому, протянул ему руку и произнес: «Здравствуйте, Евгений Иванович, как поживаете? Вы меня, кажется, не узнали? Я – сын Достоевского. Вы меня видали у папа». – «Извините, я вас не узнал, вы очень изменились», – ответил Ламанский. «Дело к старости идет, – рассмеялся Павел Александрович, – да и вы, батенька, изменились порядочно!» – и при этом самым любезным образом похлопал Ламанского по плечу. Ламанский покоробился, но, как вежливый человек, спросил, как здоровье Федора Михайловича. «Ничего, скрипит себе старикашка!» – ответил Павел Александрович. Тут уж Ламанский не выдержал и отвернулся. Можно себе представить, как этот бесцеремонный поступок Павла Александровича повлиял на мнение его начальства».

(Анна Достоевская «Мой муж – Федор Достоевский. Жизнь в тени гения»).

В 1881 году, после убийства императора Александра II и резкого понижения курса рубля на мировом рынке, Е.И. Ламанский оставил должность управляющего Госбанком. В отставке он принимал участие в деятельности Санкт-Петербургской городской думы и Петергофского уездного земства, читал лекции, писал статьи…

Список использованной литературы (источники)

Поделиться