СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 170. Меценаты России — купцы и промышленники

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Меценатство, как вид общественно полезных действий, являлось частью более широкого понятия благотворительных занятий — целенаправленной деятельности на пользу другим.

Толкование слова «благотворительность» предполагает комплекс действий по оказанию «...материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Причем, благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности...». К ним относят финансирование социальной помощи населению: создание приютов, выплата пособий и т.д., а также восстановление памятников архитектуры, поддержка дарований, просветительская деятельность и многое другое.

 

Один из видов благотворительности в сфере культуры обычно характеризуется как меценатство. Слово «меценат» произошло от имени римского государственного деятеля, приближенного императора Августа и покровителя деятелей науки и искусства Мецената Гай Цильния (VIII в. до н.э.).

До первой половины XIX века покровительствовать искусствам было прерогативой аристократического класса. Но после отмены в 1861 году крепостного права в России стал стремительно расти новый класс — буржуазия. Класс промышленников пополняли все слои общества. Бывший крепостной мог стать купцом и «несметным богатеем», а его вчерашний владелец-помещик, который после реформы лишился кормильцев — биржевым воротилой или директором-распорядителем банка, а ушедший в отставку дворянин-офицер стать во главе завода.

Предпосылкой развития благотворительности служило влияние религиозных идей в купеческой среде. Руководствуясь православной этикой, буржуа жертвовали крупные суммы на строительство монастырей и храмов. Церковные постулаты способствовали стремлению отечественных предпринимателей «пособить сирым и убогим», выделять средства на ночлежные дома, приюты, богадельни и др. Купцы-старообрядцы охотнее жертвовали средства на «мирские» цели.

Свою роль играл невысокий социальный статус представителей российской буржуазии. Не имея официального статуса, предприниматели стремились проявить себя в областях, пользовавшихся общественным престижем. Отцы и деды многих богатых промышленников второй половины XIX века были крестьянами. Народные обычаи, традиции, привычки, мышление были им ближе, чем выходцам из дворянских семей, что явилось особенностью социально-культурного сознания российских предпринимателей. Оно определило желание многих представителей буржуазии служить процветанию российской культуры.

Нижегородские купцы.

Сегодня их могли бы назвать «новыми русскими», но, как и в наше время, среди них были представители не только титульной нации, но и многих народов, населявших Российскую империю. Иностранцы, поменявшие гражданство и принявшие православие, часто пускали здесь корни и становились ярыми россиянами.

Многие предприниматели, которые оставались подданными страны, где родились, продолжали до конца своих дней трудиться на благо России.

Семья Саввы Тимофеевича Морозова.

После неизбежного периода накопления первоначального капитала многие купцы и предприниматели начали щедро делиться с обществом своими состояниями. Благотворительность стала неотъемлемой частью богатых россиян. Кто-то строил школы, больницы, богадельни, приюты и, конечно, церкви, а кто-то стал помогать художникам, артистам и содействовать развитию искусства.

По подсчётам историков, в России в начале XX века насчитывалось около 11 000 благотворительных учреждений: 75% их средств формировались на основе добровольных пожертвований от частных лиц.

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учреждённым в 1802 году.

В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почётный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования. Примерно в это же время почётный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня — Институт скорой помощи им. Склифосовского).

16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут».

Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти.

Почетный знак Благотворительность. 1900 год. Серебро.

В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благодетельного общества» более 100 тысяч рублей.

Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществлённые во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно — например, воскресные школы.

В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов».

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развёртывании различных форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

Список использованных источников

Поделиться