СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 163. Ростовщичество на Руси: проценты и взыскания

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

 

На Руси ростовщичество считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди русских ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди.

Одно из первых упоминаний о регулировании ссудного процента на Руси встречается в Уставе Владимира Мономаха (начало XII века). Данный документ определял возможность взимания с заемщика суммы, составляющей от 20 до 50%, в зависимости от объекта кредитования и иных условий.

В эпоху расцвета культуры и мощи Киевской Руси и оживленной торговли с Византией и Западом, в Киеве появились иудеи-купцы, которые очень быстро разбогатели, эти ростовщики брали до 50% годовых.

Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. «Народ, истомленный финансовой политикой Святополка, взял с бою дворец крупнейшего киевского боярина, тысяцкого Путяты Вышатича (брата Яна), и разгромил дома евреев-ростовщиков, которые пользовались какими-то льготами великого князя».

Евреев в средневековой Руси и правда было крайне мало, а вот ростовщичество цвело изрядно. И занимались им самые что ни на есть православные русские люди. Причем едва ли не главными ростовщиками в Московской Руси XVI ‑ XVII веков были — кто бы мог подумать — русские монастыри. Да, Церковь осуждала ростовщичество, но осуждение это реально касалось только размеров взимаемого процента. Согласно традиции, идущей от Мономаха, он не должен был превышать 50%. То есть осуждался не столько факт ростовщичества, сколько выход за определенные рамки. Вот и занимались ростовщичеством Троице-Сергиев монастырь, Иосифо-Волоколамский, Макарьев — да и все крупные русские монастыри.

Судите сами: средневековый монастырь — это ведь целое большое хозяйство, можно сказать, предприятие, со своими землями, мастерскими, закромами и казной, где копились немалые богатства. А богатства должны расти. Вот и давали они в долг деньги и зерно крестьянам и помещикам. При получении ссуды оформлялся специальный договор — заемная кабала или заемная память. Российский архив древних актов хранит немало таких документов, многие из них были опубликованы еще в конце позапрошлого века.

Каких-то сословных ограничений на ростовщическую деятельность на Руси не было. Исключение — крепостные, да и те умудрялись занимать своим «сородичам» денег и продуктов под нещадные проценты. Правда, случаи такие были очень редкими, с самого XI столетия большую часть ростовщиков представляли:

В нашем современном представлении кредит или микрозайм всегда упирается в деньги.

В Древней Руси же основной ценностью были не деньги, а:

Деньги, конечно, люди тоже брали, но чаще всего такими заемщиками оказывались граждане более или менее состоятельные, и проблем с возвратом долга у них, как правило, не возникало. А вот простолюдины, например, крестьяне, которые просили у ростовщика в качестве займа условный мешок ржи или туесок меда, нередко оказывались не в состоянии рассчитаться в срок по своим обязательствам, в результате налетали на, говоря современным языком, штрафы и пени, а в худшем случае были вынуждены отрабатывать долги на протяжении нескольких лет.

В 1754 году в России был принят закон о борьбе с ростовщичеством. Предельная ставка по займу определялась в 6%. «А ежели кто впредь дерзнёт брать более шести процентов, и в том изобличены будут, у таковых те данные от них в заём деньги останутся у заёмщика, а для казны всё их имение конфисковать», — гласил Указ Императрицы Елизаветы 13 мая 1754 года «Об учреждении Государственного Заемного банка, о порядке выдачи из оного денег и о наказании ростовщиков».

Позднее наказание ростовщикам было уточнено и дополнено — в первый раз с них взимался штраф в размере «тройного количества против взятых ими лихвенных процентов», в случае повторения — вплоть до тюремного заключения сроком на 14 месяцев.

Ростовщичество на Руси было ограничено, но искоренить его полностью не удалось. Достаточно вспомнить старуху-процентщицу из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, которая «процентов по пяти и даже по семи берет в месяц».

Список использованных источников

Поделиться