СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 162. Сущность и история ростовщичества

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Потребность в денежных ссудах возникала на определенном этапе развития товарно-денежных отношений, и она удовлетворялась различными способами с древнейших времен до современности. В начале процесс процентного одалживания денег носил стихийный, бессистемный характер.

Чем же занимались ростовщики?

  1. Давали в долг под залог личного имущества.
  2. Выдавали небольшие суммы под проценты.

Первыми ростовщиками были менялы — они обменивали монеты одной страны на монеты другой. Со временем появляются банки.

Самые первые займы в истории человечества вызывались, как правило, нуждой, а не возможностью получить дополнительную прибыль. Как только люди начали выращивать что-то на земле, они сразу столкнулись с периодическими неурожаями, которые могли оставить их без еды на весь год.

Здесь и появляются первые займы: если отдельному крестьянину не хватало собранного урожая, он шёл к более богатому соседу и просил одолжить нужное благо до следующего урожая.

Как только образовались различные хозяйства с определённым семейным владением, одна семья становилась богаче скотом, землёй, рабами, а другая беднела. Крестьяне, попавшие в затруднительное положение, занимали у своих более богатых соседей хлеб или скот и брали на себя обязательство вернуть его с прибавкой или выполнять за это какую-нибудь работу.

Если человек не мог отдать долг, он мог лишиться своего имущества. Если у него было нечего взять, он отправлялся отрабатывать долг на поле или на двор к своему кредитору. Так появлялось долговое рабство.

Залогом служила сама личность должника или членов его семьи, затем — земля, а потом и другая вещественная собственность.

Кстати, по одному из предположений, сама идея давать блага в рост произошла из первоначально беспроцентных ссуд скотом — отдавая маленького теленка в долг, хозяин получал его обратно с естественным приростом.

В Вавилоне ростовщичество засвидетельствовано уже во второй половине третьего тысячелетия до н.э. Эти займы могли иметь одновременно и потребительский характер, и производительный — например, часть займа зерном шла на потребление (дожить до следующего урожая), а другая могла использоваться для посева (вырастить этот урожай).

Кроме того, первые формы займов и процентов имели, конечно же, натуральный характер (разновидность бартера). Крестьянин занимал один мешок зерна, а возвращал полтора или два. Таким образом, кредит опередил появление и рыночного хозяйства, и денег.

Конечно, ничто не могло гарантировать, что человек, уже попавший в затруднительное положение, сможет не только поправить свои дела, но ещё и достать излишек, чтобы отдать долг.

Основной принцип ростовщичества — это превращение денег в деньги, а о таких главных понятиях как «честная работа», «созидательный труд», «справедливый заработок», «взаимовыручка», «братская помощь», «благородство», «сочувствие» речь вообще не ведётся. Ростовщичество и производные от него системы дают возможность извлекать выгоду очень ограниченному количеству людей и финансовой олигархии.

Ростовщичество — первоначальная форма кредитования

Брать деньги в кредит не всегда и необязательно невыгодно для получателя — отдельные виды ссуд даже могут быть очень выгодными. Но те, кто делают ростовщичество своей профессией, приобретают совокупные преимущества перед теми, кто берёт ссуду, а также перед всеми теми, кто работает и производит товары, отказываясь брать на себя долю риска должника. Следовательно, преимущество всегда на стороне кредитора.

«Математическая логика подсказывает, что все богатства мира будут принадлежать небольшому количеству ростовщиков, поскольку они всё время получают выгоду, а другие несут убытки. Значит, очевидно, что в долгосрочном плане всё богатство будет принадлежать ростовщикам, а другие будут работать только ради удовлетворения их интересов».

Менялы и ростовщики известны с давних времён и это была совсем не престижная профессия. В Древнем Риме, например, ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов — латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан. Они не подлежали наказаниям, определённым законом за ростовщичество.

Ростовщичество запрещено в некоторых странах (Иран, Пакистан) и в ряде религий (например, в исламе и христианстве), ограничено в иудаизме.

В иудаизме ссуда денег под процент запрещена среди единоверцев: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для иноверцев таких ограничений нет. Ссуда им денег в рост не только разрешена, но и желательна: «с иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости», «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать».

Согласно христианской церкви, запрет на взимание процентов содержится в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад» ... «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?».

В Древней Руси ростовщичество считалось грехом, поэтому, среди русских ростовщиков почти не было, ростовщичеством занимались пришлые люди.

Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:

  1. Высказывание епископа Коваррубиаса: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаём вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».
  2. Неправомочность ростовщичества по мнению Фомы Аквинского: «Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться. Соответственно за одну вещь впоследствии требуют две цены: возвращение равной вещи и цену за употребление, которую называют процентом».
  3. Близко по сути находится аргумент христианских богословов против ссуды денег под процент: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл „эти плоды“».
  4. Фома Аквинский также выдвигает весьма своеобразный аргумент о том, что так как величина процента зависит от некоего периода времени, то ростовщик продаёт время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех.

Как известно, ростовщичество осуждается и в Библии, и в Коране. Однако если в исламских странах к этому относятся очень серьёзно — там создана самостоятельная банковская система, не предполагающая ростовщического процента, — то в странах Западного мира и в России этот запрет почти забыт, и «жизнь взаймы» в общем считается в порядке вещей.

Список использованных источников

Поделиться