СУБЪЕКТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Выпуск 102. Секреты внешней торговли СССР в период Великой Отечественной войны

Версия для сохранения и печати (<1 Мб)

Один день войны обходился бюджету СССР в 3,6 млн рублей. Только это финансовое напряжение, не говоря уже о прочих ударах и потерях, могло бы сломать иное государство. Но наши предки победили, и, конечно же, секрет великой Победы 9 мая заключается во внутренней организации власти, общества и экономики тех роковых лет. Ежедневный героизм в тылу и ежедневный подвиг на фронте.

В войну ни на день не прекращалась и внешняя торговля — сложная и разнообразная, тоже помогавшая громить врага. Все годы Второй мировой войны Народный комиссариат (министерство) внешней торговли возглавлял человек, который — один из немногих даже среди ближайшего сталинского окружения — был на «ты» с вождем СССР. Впрочем, главным достоинством Анастаса Микояна было не его приятельское «тыканье» Сталину, а недюжинный организационный опыт и хорошее знание экономики, как советской, так и зарубежной.

Анастас Микоян — министр внешней торговли во время войны 1941–1945 годов.

К 22 июня 1941 году за плечами у этого щуплого на вид кавказца было полтора десятилетия во главе министерств внешней и внутренней торговли, снабжения и пищевой промышленности. Нарком Микоян — это не только «микояновская» колбаса, но и знаменитое советское мороженое: именно он в 30‑е годы массово построил в городах СССР хладокомбинаты, привезя такой опыт из своей деловой поездки в США. Словом, к экономической войне нарком Микоян был готов лучше, чем многие будущие маршалы Победы.

Внешнеэкономическая подготовка к будущему столкновению началась задолго до первого дня Второй мировой войны. По воспоминаниям самого Микояна, где-то на исходе 1938 года произошли следующие знаковые события: «У Сталина возникла идея закупить на случай войны стратегические материалы, которых у нас было мало, и создать запас, о котором абсолютно никто не знал бы. Об этом он мне сказал с глазу на глаз и поручил действовать. В мое личное распоряжение он выделил большую сумму валюты… Об этом не знает ни Госплан, ни другие органы – никто не знает. Наркомфин знает только, что золото он должен отпускать наркому внешней торговли, не спрашивая…».

Именно нарком внешней торговли Анастас Микоян с первых недель войны, уже в июле 1941 года, занялся переговорами с англичанами и американцами об экономической взаимопомощи в ходе борьбы против общего противника. Переговоры между невольными союзниками шли трудно и жестко. Разногласий хватало — например, СССР соглашался брать у западных партнеров кредиты под 3% годовых, а англичане настаивали на 3,5%. Разница в незначительной с виду половине процента в реальности означала для нас экономию или утерю гигантских средств в дефицитной валюте.

Встреча А. Микояна с деловыми зарубежными партнерами.

Представители США и Британской империи постоянно апеллировали к Сталину, но тот показательно отстранился от обсуждения именно экономических и внешнеторговых вопросов — под предлогом занятости чисто военной работой не принимал никого из иностранцев по проблемам такого рода, упорно отсылая их решать все спорные моменты экономики к Микояну. 

Однажды на исходе августа 1941 года, когда представитель лорда Бивербрука, руководителя всей британской экономики военных лет, решил блеснуть пресловутым английским юмором, кавказец Микоян возмутился… Англичанин заметил: «Результаты переговоров могут быть значительно лучшими, если товарищ Микоян будет чаще улыбаться».

Но своих воспоминаниях, которые Микоян записывал спустя десятилетия после войны, он пишет: «А почему, собственно говоря, от меня требовали улыбок? Враг захватывал огромные пространства нашей страны, рвался к Москве и Ленинграду, а новоявленные друзья и союзники пытались использовать наше отчаянное, по их мнению, положение, чтобы продиктовать нам выгодные для них, но тяжелые для нас условия помощи в борьбе против общего врага. Я был огорчен успехами врага и возмущен поведением друзей, иногда выглядевшим как шантаж… Я счел это замечание насчет полезности моих улыбок для достижения договоренности неуместной шуткой».

В годы Великой Отечественной войны внешняя торговля была направлена на удовлетворение военных нужд. 16 августа 1941 года было заключено соглашение между СССР и Великобританией о взаимных поставках, кредите и порядке платежей. В октябре 1941 года представители правительств СССР, США и Великобритании подписали в Москве 1-й протокол о поставках вооружения и других товаров Советскому Союзу на период до 1 июля 1942 года. Однако эти поставки в 1941-1942 годах были весьма ограничены.

11 июня 1942 года между СССР и США было подписано соглашение о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против фашистских агрессоров, на основании которого США обязались предоставить СССР помощь по закону от 11 марта 1941 года о ленд-лизе.

Во время войны СССР заметно расширил торговлю с МНР и Ираном; с 1944 значительно вырос торговый оборот со Швецией.

В ходе войны в плане иностранной помощи повторились даже некоторые ключевые детали антинаполеоновской эпопеи. Так, Микоян в мемуарах приводит слова британского представителя, сказанные осенью 1941 года, что в Лондоне и Вашингтоне многие против предоставления помощи Советскому Союзу: «По мнению военных экспертов, русское сопротивление измеряется днями… И если мы отправим ценные станки и оборудование, то это будет равносильно тому, что мы их бросаем на ветер…». По воспоминаниям царских дипломатов, ровно те же доводы приводились в Лондоне и летом 1812 года, когда обсуждалось предоставление помощи союзнику по антинаполеоновской коалиции.

Помимо поставок по ленд-лизу все годы войны через границу шла и обычная коммерческая торговля. Те же суда, что везли в наши порты британское и американское оружие, возвращались из СССР, груженые не только «обратным ленд-лизом» (например, мы всю войну поставляли в Штаты никель и хром), но и вполне «цивильным» товаром, который имел высокий спрос на международном рынке. Удивительно, но, как и в XVII веке, первую строчку в коммерческом экспорте из СССР в годы Великой Отечественной войны занимали меха — от лис и песца до каракуля.

Всесоюзное объединение по заготовкам и экспорту меховых изделий и пушнины «Союзпушнина» в 1941–1945 годы принесло свыше 26% всей инвалютной выручки. Объемы мехового экспорта в разгар войны поражают (для примера: в 1944 году только беличьих шкурок продали свыше 8,3 млн.!). Львиную долю мехов в те годы продали на рынке США, где население, совершенно не пострадавшее от войны, могло позволить себе и роскошь. Для сравнения: Англия за войну купила советской пушнины на сумму, почти в 40 раз меньшую, чем США.

Внешнеторговое объединение «Союзпушнина» в Ленинграде.

Одна только «Союзпушнина» за всю войну обеспечила выручку, эквивалентную стоимости производства почти 5 тыс. танков Т‑34‑85, такого количества хватало на 6 — 7 танковых армий. И если вы думаете, что в РФ за четверть века появилась не то что книга, а хотя бы одна академическая статья по вопросам деятельности «Союзпушнины» в годы войны, то вы глубоко ошибаетесь — отечественные историки заняты изучением чего угодно, от тонкостей британского парламентаризма до иероглифов индейцев Мезоамерики, но только не ключевых моментов нашей истории…

Одним из секретов внешней торговли во время ВОВ была работа Анастаса Микояна в статусе руководителя внешней торговли СССР.

С 29 ноября 1938 года по 4 марта 1949 года — нарком (с 1946 года — министр) внешней торговли СССР. Во время Великой Отечественной войны был председателем Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии (с июля 1941 года), Комитета по эвакуации продовольствия из прифронтовой полосы (с октября 1941 года). Руководил организацией уничтожения тех запасов, которые советские власти не смогли вывезти. В 1941 — 1942 годах возглавлял Комитет по разгрузке транзитных грузов. В феврале 1942 года был включен в состав высшего органа чрезвычайного военного управления в СССР — Государственного комитета обороны, где курировал вопросы снабжения, в том числе поставки из США по ленд-лизу.

Анастас Микоян руководил многими успешными секретными экспортно-импортными операциями во время войны и это страна оценила.

Список использованных источников

Поделиться